Е. Чарушин «Кабан»
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 0
Гостей: 0
Пользователей: 0
Форма входа
Воскресенье, 23.11.2014, 14:48
Приветствую Вас Гость
Главная » 2013 » Июнь » 22 » Е. Чарушин «Кабан»
10:23
 

Е. Чарушин «Кабан»

Е. Чарушин «Кабан»



Тема: Е. Чарушин « Кабан »

Цели:

1) расширить знакомство с творчеством Е. И. Чарушина на материале рассказа « Кабан »;

2) познакомить учащихся с особенностями поведения животных ;

3) развитие познавательного интереса к животному миру, наблюдательности; развитие навыков осознанного, выразительного чтения;

4) способствовать воспитанию бережного, заботливого отношения к животным; воспитывать волевые черты характера.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: портрет Е. И. Чарушина, книги автора, кодоскоп, магнитофон, таблица « Дикие животные », книга « От медведя до ежа ».

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Актуализация изученного (урок начинается под музыку из передачи « В мире животных »).

-Звучит очень знакомая вам мелодия, откуда она?

-Почему я начала урок с этой музыки?

( Мы изучаем тему « Природа и мы ».

-С каким произведением по этой теме мы познакомились?

( М. Пришвин «Выскочка »)

-О ком это произведение? ( О животных)

III. Проверка д/з.

-Вам нужно было подготовить пересказ, но вначале восстановите деформированный план рассказа (запись на пленке кодоскопа).

2.Сороки – воровки.

3.Бесхвостая Выскочка.

1. Веселая собачка Вьюшка.

-Перескажите по этому плану.

-Какой эпизод вам наиболее понравился?

-Что полезного вы взяли из этого рассказа?

IV. Сообщение темы и целей урока.

-Мы познакомились с описанием животных Пришвиным, а сегодня мы познакомимся с рассказом Е. И. Чарушина « Кабан » и узнаем много интересного о повадках животных.

V. Работа над новым материалом.

1.Сведения из биографии Е. И. Чарушина.

-Что вам известно о жизни этого писателя?

-О чем пишет Е. И. Чарушин?

Е. И. Чарушин родился в г. Вятке ( Киров) 11 ноября 1901 г. Отец, И. А. Чарушин, известный русский художник –архитектор, дал сыну первые навыки рисования. Мать, Любовь Александровна, хорошая музыкант, привила сыну вкус музыке, научила его понимать природу, животных.

Любовь к животным и рисованию неразрывно сплелись в богатой одаренной натуре. Вначале известность к нему пришла как к художнику - иллюстратору. Он иллюстрировал книги М. Пришвина, В. Бианки, С. Маршака, М. Горького. Позже он стал писать рассказы (анималистический рассказ, animal – животное ) о животных, их повадках.

-Какие рассказа Е. И. Чарушина вы читали?

2.Подготовка к восприятию.

-Как называется рассказ, который мы будем читать? ( « Кабан »)

-Как вы думаете, о чем это произведение?

-Что вы знаете о кабане? (ответы детей)

( Кабан – это крупное хищное животное, обитающее в лесах. Их тело покрыто густой щетиной, щеткой. На голове мощные клыки. Продвигаются по лесу гуськом: впереди – самый сильный. Летом – по ночам добывают пищу, днем отлеживаются в тенистых зарослях, а зимой наоборот).

-Посмотрите на иллюстрацию. О чем это произведение, судя по иллюстрации?

-Проверим свои предположения, послушав рассказ.

3.Первичное восприятие (читает учитель).

4.Проверка первичного восприятия.

-Какое впечатление произвел рассказ?

-В какой момент вы волновались?

-Что вызвало улыбку?

-Оправдались ли наши предположения?

-Кем является мальчик – художник? (Чарушин)

Физпауза (под музыку, упражнения для глаз)

5.Словарная работа: загородка, стегает. Баловство, запер. Акварель, небоскрёб, ягуар, кружат, студень

- Объясните значения слов, подберите синонимы, антонимы.

6.Самостоятельное чтение.

( жужжащее чтение)

( перед чтением - задание)

-Подумайте, на сколько частей можно разделить рассказ.

-О чем говорится в 1-ой, 2-ой, 3-ей части?

-Какие звери и птицы жили в зоосаду?

( Олень, ягуар, слон, волки, гималайский медведь, журавль – красавка, серый журавль, кабаны)

-Сколько было кабанов? (шесть)

7.Речевая разминка (скороговорка).

От топота копыт пыль по полю летит.

8.Повторное чтение (« цепочкой »).

а) Чтение и анализ 1-ой части.

-Постарайтесь определить границы 1-ой части и остановиться в нужный

момент (от начала до слов « интересно мне рисовать! »)

-Чем занимался в зоосаду автор?

-В какое время происходи событие?

-Что вы узнали нового интересного о животных?

-Как озаглавим первую часть? ( Утро в зоосаду)

б) Чтение и анализ 2-ой части.

( от слов « … Рисую..» до « … вспотел я со страху …»)

-Что нарушило безмятежное спокойствие художника? Какие слова из текста подтверждают это?

-Чем они напугали автора? (сжевали краски)

-Озаглавьте эту часть. ( « Кабаны на воле »)

в) Чтение и анализ 3-ей части.

-Почему автору стало стыдно?

-Что значит « ручные » кабаны?

-Озаглавьте эту часть (« Опасность миновала ») (план записан на доске).

9.Работа с иллюстрацией.

- Какой эпизод изображен? Найдите к нему подтверждение из текста.

10.Пересказ.

-Какими словами начинается рассказ? ( « Я рисовал животных …») – Кто рисовал? (Чарушин)

-От какого лица будет вестись пересказ? ( От 3-его лица)

11.Идейно-эстетический анализ.

-С каким чувством автор вспоминает эту историю? (добродушно - насмешливым, с юмором)

-О какой черте характера говорит этот поступок? ( О трусости)

-Можем ли мы осуждать его за трусость? Почему? ( Он сумел проконтролировать ситуацию. Не поднял панику, не кричал).

-Важно с детства учиться контролировать свой страх. Не поддаваться ему легко. Быть трусом не просто стыдно, но и опасно, это вредит здоровью, жизни своей и окружающих. Ему не следовало изображать тореадора перед бушующим быком, и он сумел это сделать, и умело уйти от опасности, сохранив свою безопасность и окружающих.

-Что полезного вы вынесли из этой истории?

-Какие пословицы подходят к этому рассказу?

У страха глаза велики.

Трусливому зайцу и пень волк.

Волков бояться – в лес не ходить.

Трус своей тени боится.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идет.

Кто дрожит – тот и бежит.

-Какой порок высмеивают пословицы?

12.Обзор книг Е. И. Чарушина, рисунков.

-В книге Е. Чарушина « Друзья » прочитанный нами рассказ назывался «Кабаны». Какой заголовок наиболее точен? Почему? (представление иллюстраций сына Е. Чарушина – Никиты Чарушина)

VI. Подведение итогов.

-Над каким произведением мы работали на уроке?

VII. Д/з с. 93 – 96 пересказ, сочинить рассказ о животном.

Проекты по теме списка:






Просмотров: 1463 | Добавил: laught | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск
Календарь
«  Июнь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании